Глава XI. Семетей. Кульчоро обманывает китайцев
- Отвезите в подарок Кульчоро золотые слитки на шестистах мулах и шестидесяти слонах! Выходите ему навстречу все! Точно исполнив все по китайскому обычаю, пошлите ему в подарок скот! Помните, Кульчоро мне младший брат, а силы у него столько, что не только на весь Китай, но и на весь мир хватит.
Так Конурбай превозносил и восхвалял Кульчоро.
Раз сказал Конурбай - разве можно было не выполнить? И все китайцы, взяв предназначенные подарки, низко кланяясь, согласно древнему китайскому обычаю, вышли навстречу Кульчоро. Некоторые из них, пораженные видом Кульчоро, думали про себя: - "Если действительно этот мальчик из нашего рода, то его вполне можно было бы провозгласить ханом вместо Конурбая".
Другие же говорили: - "Этот мальчик не будет нам верен, а погубит нас до основания".
Раздавались и такие голоса: - "Видно Конурбай потерял рассудок, мозги его, вероятно, прогнили, и он от этого делает то, что не надо. Видно приблизился день его смерти, ведь своего злейшего врага он называет родственником! От него, наверно, придется нам пострадать".
Так думали многие, но не смели показать свое неудовольствие.
Кульчоро между тем, подъехав к тому месту, где находились Конурбай и Нескара, сошел с коня. После взаимных приветствий Конурбай собрал весь свой народ и обратился к нему с такими словами:
- Бог исполнил нашу просьбу. Живший среди киргизов родственник наш прибыл, разыскивая меня. Когда я умру, вместо меня ханом будет Кульчоро. Начиная с сегодняшнего дня, я передаю все управление в его руки. Вся ваша судьба теперь будет зависеть от Кульчоро. Оповестите весь народ о том, что Кульчоро прибыл к нам и стал ханом. Устроим по этому случаю великое празднество!
Сказав так, Конурбай стал рассказывать народу о подвигах и силе Кульчоро. Восхищаясь храбростью и ловкостью Кульчоро, китайцы говорили:
- Кульчоро превосходит Конурбая, он вполне достоин быть нашим ханом. Напившись арака и других напитков, они с шумом предались увеселениям. А Кульчоро обратился к собравшемуся китайскому народу:
- Слушай, народ сорока китайских ханов, во главе с Конурбаем и Нескарой! Хорошие и плохие, старшие и младшие, все вы, здесь сидящие, слушайте! Сын Манаса - Семетей через меня просит сказать вам: "В продолжении нескольких поколений китайцы и киргизы беспрерывно между собой воюют и грабят друг друга. Разве от этого была польза? Давайте, прекратим все ссоры и раздоры".
Кульчоро далее продолжал:
- За смерть Манаса и его сорока чоро давайте уплатим киргизам кун и станем друзьями. Будем впредь жить в мире, как дети одного отца!
Конурбай ответил на это:
- Если твои киргизы действительно решили принять китайскую веру, если Семетей на самом деле хочет сделаться нашим другом, я согласен уплатить кун в тысячу раз больший за смерть Манаса и его сорока чоро. Скорее только дай мне возможность повстречаться с Семетеем.
Слушая все это, Кульчоро между тем про себя подумал только об одном - как бы поскорее взять в плен Конурбая. Притворяясь родственником, он обдумывал, как бы лучше запутать Конурбая в свои сети, чтобы тем отомстить за Манаса и Алмамбета.